четверг

Советы по работе в Celtx

В ответ на один комментарий я пообещал рассказать, как использую Celtx. Но сначала небольшое отступление. Просто, чтоб уменьшить количество возможных вопросов.

Что такое структура? Это набор правил-описаний, сквозь которые мы смотрим на реальность. Мир сам по себе цельный. Но стоит только произнести магическое слово «структура», как он распадается на элементы.
То же самое с литературными произведениями. Можно сказать, что они единообразны в контексте читательского восприятия (эдакий абстрактный читатель Тьюринга ;) ). Но профессиональный писатель использует специальное лекало, чтоб раскроить ткань повествования. Ты, конечно, можешь писать, как пишется; позволив реке неуемной фантазии нести тебя через пороги перипетий к устью развязки. Но, в таком случае, не мне учить гения. :)
Лучше (для нас обоих), если я буду мерить тебя по себе. Смотрю в твое не оскверненное интеллектом лицо, как в зеркало, и ясно вижу:
Ты тиран. Твои персонажи живут ради Идеи и ни на шаг не отступают от Плана. Все их преодоления, сдвиги характера, истерики и психозы были спланированы еще до того, как появилось первое предложение в первой главе.
Ты педант. Начальные условия описаны настолько скрупулезно, что для возникновения противоречий в повествовании просто не осталось возможностей.
Ты циник. Жизненный цикл каждого элемента повествовательного пространства отмерен и записан в метрические книги. Но ты нисколько не смущаешься, целуя от имени главного героя девушку, которую в следующей главе будешь расчленять руками главного антагониста (то бишь, злодея по-нашему).
Ты предсказатель или, может быть, теор.физик. Последовательное придумывание истории – это так скучно. Вспомни, как рождаются звезды. Через молекулярно-пылевое облако идет ударная волна, сбивающее вещество в отдельные очаги конденсации (типа, раскрутили Идею в План). Затем, каждый такой сгусток, уплотняясь, становится звездой (текст пишется с любого места и в любом направлении).
Ты коллекционер. Текста недостаточно. Ты стремишься собрать все, что связанно с историей. Картинки, музыку, описание отдельных сцен, какие-то предметы, – это похоже на музей еще не написанной книги.

Теперь, собственно, простой пример работы в Celtx. Для такого человека как ты он станет поистине инструментом завоевания мира :)
1. Запускаешь Celtx. В мастере выбираешь пункт «Начать новый проект».
2. В открывшемся окне проекта находится три элемента: Сценарий, Текст и Раскадровка. Левый фрейм содержит дерева проекта. Отсюда ты правишь своим вымышленным миром: создаешь персонажей, сцены и т.д. Теперь переименуй Сценарий на Сборку (сюда мы потом сольем отдельные главы), Текст на Идею (здесь будет «скелет» произведения), Раскадровку можно удалить или использовать для иллюстраций.
3. Создай три папки. Назови их «главы», «персонажи», «локации».
4. В Идею помимо самой идеи пишешь сюжет, тему, и план. Сюда же будут помещаться наметки и озарения. Получается примерно так:
Сюжет: в далеком будущем юный романтик Тристан странствует по Галактике и встречает женщину сказочной красоты. Следуя наставлениям куртуазных времен, он должен преодолеть все трудности на пути к обладанию своей возлюбленной. Тристану предстоит узнать цену любви и дружбы, испытать удивительные приключения и, в конце концов, спасти Галактику. Героическая сага с элементами пара-панка и кибер-футуризма (не жанр, а так, примерный ярлычок).
Тема: конфликт между страстной любовью и долгом чести перед сюзереном. Показана ценность свободной любви, мужской дружбы и трезвого образа жизни (вообще-то, это уже мораль).
Идея: запретная любовь рождает героизм.
План (доказательство идеи):
а) Завязка. Путешествуя по Млечному Пути, Тристан встречает Изольду и влюбляется.
б) Первая перипетия. Изольда уже обручена с Артуром, правителем Бетельгейзе.
в) Вторая перипетия. Тристан, преодолев трудное испытание, поступает на службу в звездную гвардию к Артуру.
г) Третья перипетия. На балу Изольда дает понять Тристану, что пылает к нему страстью.
д) Четвертая перипетия. Нравственные страдания героя перед выбором между любовью и чувством долга.
……
о) Кульминация. Тристан спасает Галактику и честь Артура.
п) Развязка. Артур прощает Тристана и жалует ему во владение звезды в Поясе Ориона. Сцена теплого прощания Тристана с Изольдой на корме крейсера «Сингулярность».
5. Общие наметки сделаны, теперь время «обрисовать» героев. Добавляешь в папку «персонажи» несколько основных персов и описываешь их как можно подробнее. Элементы описания в форме расположены по степени важности, от ключевых вверху, до необязательных внизу. По возможности, в поле «Мультимедиа» прикрепи изображение перса (фоторобот, картинку, фотку типажного киноактера и т.п.). Опиши все, что сможешь. Кашу маслом не испортишь.
6. Практически то же самое, что для персов, сделай для элементов «Описание сцены» в папке «локации». Картинки с бескрайними просторами космоса и тропическими джунглями чужих планет, батальные марши для полей брани и слезливые сюиты для женских будуаров, – пускай в ход все, что стимулирует фантазию. Музыку и картинки можно не прикреплять как мультимедиа, а оформить отдельными элементами.
7. Осталось растиражировать пустые главы в папке с одноименным названием. В качестве шаблона надо использовать не Текст (это только для заметок), а Сценарий. Тогда ты получишь структурированный текст, что уже неплохо, и кучу бонусов, в числе которых: проверка правописания «на лету», быстрая навигация по сценам (можешь называть их частями, параграфами, кусками), корзина. В словаре по умолчанию буквы е и ё не эквивалентны. Это значит, что написание «взлет» будет воспринято как ошибочное. Как прикрутить другой словарь читай на форуме поддержки. Я лично за использование Ё. :) Корзина позволяет удобно править и чистить текст. Теперь ничто из написанного не будет потеряно. Конечно, сюда попадает по большей части мусор. Но иногда и среди этого хлама окажется дельная мыслишка. Значек корзины ищи в левом нижнем углу (только для элементов «Сценарий»)
8. Теперь кликай «Расписание работ» на панели инструментов. Личные органайзеры – это хорошо. Но интегрированный в систему календарь, как правило, удобней; особенно, если пишешь в соавторстве.
9. Хорошей мыслью будет также вести хронологию событий в твоей истории. Только теперь календарь добавляй через контекстное меню в левом фрейме. Тогда у элемента (назовем его Хронология) будет больше функциональных возможностей. Например, легко перескочить на пару сотен лет вперед, вручную указав соответствующую дату.

Уф, умаялся я. А ведь и десятой доли возможностей программы не описал. Но для затравки сгодится. Философия дальнейших действий простая: хочешь использовать Celtx на полную катушку – не бойся экспериментировать. Исследуй программу, работай в сообществе с другими пользователями, читай документацию, смотри, что пишут на форумах поддержки. Адаптируй инструментарий под свои нужды. Не стесняйся использовать вещи нестандартным образом. В текстах-то ты и не такое себе позволяешь. ;) Будь снайпером. Они собственное оружие знают до винтика.

5 комментариев:

Unknown комментирует...

А когда будет продолжение?

downshifter комментирует...

Спасибо, все советы - в тему :)

Unknown комментирует...

После экспорта сценария все русские буквы превращаются в кулебяки. Вот такая вот фигня

Unknown комментирует...

ну и трепло! хотел найти дельный совет, как работать с CeltX, а пришлось разгребать кучу .. ненужных слов, что найти какую-то глупость вместо совета... проще писать не пробовал?

Dim Noir комментирует...

Привет, duck! Я, вроде, в первой же строке предупредил:
>В ответ на один комментарий я пообещал рассказать, как использую Celtx.
Что до простоты - читай доки )