четверг

Сюжеты, идеи, образы (Часть 1)

Вот еще кое-какие советы. Следует помнить, что это некая субъективная квинтесценция знания. Если хотите, чтоб оно стало частью вашей природы, почитайте хороших книжек. Пожалуй, в следующий раз надо будет выложить список литературы.


Без идеи нет произведения.

Потому не стоит ничего начинать, пока не определитесь ясно и четко: что именно, зачем хотите сказать и на какие свершения подвигнуть читающего.

Самое важное в литературном произведении - новизна темы, идей и образов.

Не ходи проторенными тропами. Клонирование идей и сюжетов создаст тебе репутацию посредственности. Попробуй строить собственные миры. Идей, тем, сюжетов бесконечно много.

Новизна темы чаще всего связывается с пересмотром устоявшихся взглядов на привычность.

Людей во все времена занимают одни и те же вопросы. Большое искусство не пытаться навязать свою идею, а создать для читателя пространство, в котором он сам сможет найти нужные ответы.

Продолжение популярного романа часто кажется более слабым, так как потерян эффект новизны. Используйте новые идеи.

Вспомни Жюля Верна. Большинство его романов существует в контексте единого фантастического мира. Однако, связаны они не общими идеями, а общими персонажами.

Создавайте миры... интересные, захватывающие. В которых интересно жить. В которых вы станете лучше.

Когда мне нужен срез обыденной реальности, я смотрю по сторонам или читаю газеты. В альтернативном мире, созданном книгой, мои ожидания гораздо выше. Мне нужен стресс. Больше того, мне нужен катарсис!

Целенаправленный выбор аудитории - бесполезное занятие.

Пиши о том, что интересно самому. Даже если тебя читают немногие. Фальшь можно скрыть в анекдоте, не в романе.

Количество героев.
Один - хорошо, можно выписать со всех сторон, внимание читателя не будет потеряно. Недостаток - надо держать в населенных пунктах, чтоб могли совершаться диалоги.
Двое - уже лучше, могут общаться друг с другом. Правда общение линейное: вопрос - ответ.
Трое - прекрасный вариант. В памяти держатся все три с легкостью, зато общение приобретает объем.
Четверо - тоже здорово. Но автору уже труднее выписывать персонажей.
Дальше - хуже.

Не умножайте ни героев, ни события без острой необходимости.

В лаконизме особая сила талантливого автора. Лаконичным должен быть не только язык, но и идеи, образы, сюжет.

Имена героев должны быть очень разными.

Борис Акунин как-то пожаловался, что сам стал путаться в именах героев. Даже если выбор ограничен, надо постараться сделать различие в именах максимальным.

Читатель должен видеть себя.

Чтоб заставить его сопереживать, необходимо наделить главного героя качествами, которые есть у читателя. Еще лучше - которые он хотел бы иметь.

Благополучный герой - не интересен.

Антагонист должен быть сильнее героя. Это усилит драматизм и мотивирует сдвиг характера героя.

В изображении героев нет мелочей.

Все должно работать на их индивидуальность. Внешность, характер, одежда, даже имена и клички.

Внешность героя нужно давать при первом появлении.

Чтоб читатель не вообразил его себе как-то, и не потом не произошло конфликта отождествления.

Юмор героическому персонажу противопоказан.

Для этого есть «спутник героя». Есть, конечно, исключения. Вспомни Сирано.

Не стоит бороться с устоявшимися глупостями, заблуждениями и неточностями.

Гораздо более важным является эмоциональная целостность произведения. Если уж решил ввести уточнение, то сделай его идеей.

Не перегибай со снижением образа. Это может вызвать только кратковременный эффект. Потом от тебя начнут отворачиваться.

Каждому – свое. Кто-то до конца дней будет есть сырое мясо и читать удаф ком. Но будут ли эти люди тебе платить?

Художественное произведение без экшена - мертво.

Писатель – гибрид драматурга и риторика. Но драматурга в нем больше.

Мера романа - сдвиг в характере.

Если сдвига не произошло, значит, сюжет не был драматическим. Впрочем, и здесь имеются исключения.

Трагедия - когда обе стороны правы.

Конфликт в произведении обязателен.

Причем, конфликт на всех уровнях: в окружении, в действии, в мыслях и подсознании героев.

1 комментарий:

Damik Minnegalimov комментирует...

интересная статейка. красиво и понятно. спасибо, может в дальнейшем и мне поможет