четверг

Работа над структурой текста (Часть 1)

Концовки глав должны быть отборными.

У читателя должно появиться желание читать дальше. Оканчивай главу на «самом интересном месте».

У текста обязательно должен быть яркий конец. И, по возможности, - начало.

Первое делает текст запоминающимся, второе - побуждает читать дальше. Сколько создано неплохих, в общем, романов, у которых невозможно вспомнить конец. "Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей."(Честертон)

Работай с образами и восприятием.

Заставь читателя видеть цветные картинки, а уж потом предлагай ему идеи улучшения мира. Литература - это не язык, а образы.

Писать нужно не примитивно, но просто.

Украшательство чаще всего вызвано малограмотностью автора. Следует придерживаться некоторых правил:
а) Нужные слова в нужном месте.
б) Произведения прекрасны отсутствием прикрас.
в) Главным достоинством писателя является знание того, о чем писать не следует.

Совершенно не нужны вставные слова и, тем более, предложения, объясняющие то, что и так будет видно через ДЕЙСТВИЕ.

Конечно, при условии, что через действие, действительно ВИДНО. Здесь следует руководствоваться принципом анекдота. Комментируя его смысл, портишь все удовольствие.

Современного человека уточнения ВСЕГДА раздражают.

Люди не любят, когда их принимают за дураков. Кроме того, пояснения перегружают текст. Делают его неуклюжим и пресным.

Запоминается не умное, а эмоциональное.

А ты попробуй вспомнить «Так говорил Заратустра»! Не парочку крылатых фраз, а сюжет. Конечно, можно писать ужасно умные философские трактаты. Но не удивляйся, если читать тебя начнут лет через двести.

Литература - это показ события. Сообщение о событии - журналистика.

Фантазия современного читателя подпитана множеством красивых фильмов, компьютерных игр и пр. Текст книги должен позволять легко визуализировать ее сюжет. К тому же, только показывая можно управлять временем в произведении.

Ты пишешь для других. Читатель не обязан дописывать твой шедевр.

Нужно становиться на место постороннего человека. Он не знает ничего о посылках и мотивациях романа. Его сознание, способ мышления и личная история отличаются от твоих. Продолжение образа или сцены, очевидное для тебя, может не быть таковым для читателя. Поэтому старайся, чтоб в повествовании не возникало провалов и недосказанности (в узком смысле; вообще, недосказанность отличное выразительное средство).

Нельзя описывать действие "в лоб". Нужно создать узор. Тогда образ получится ярким.

Значит ровно следующее. Любая идея должна подаваться на подложке. Это придает действию драматизм и нравится маленьким обезьянкам.

Текст, практически любого формата, можно писать частями и с любого места.

Каждая сцена требует своего настроения, вдохновения. Если писать последовательно, на завершение может не хватить времени жизни Вселенной. Что касается возможного диссонанса в стилистике разных фрагментов, совет простой: После сборки доработать напильником!

Используйте взгляд с разных точек. Это придает действию объем.

«Они долго целовались, потом разделись и любили друг друга всю ночь,» - звучит как-то плоско. То ли дело: «Их губы слились в долгом поцелуе. Одежды отброшены прочь. Ночь надежно укрыла двоих любящих от любопытного взгляда.»

Следи за временем, местом в котором происходит действие, количеством персонажей и пр. Указывай все это заранее.

Дело серьезное. Всего один провал во времени или пространстве может вызвать отвращение к дальнейшему чтению. Используй простые средства контроля: маленькие фигурки, рисунки, описания сцены (как в пьесе). Или просто установи SIM на ПК.
Заранее указывать пространственно-временную ориентацию тоже очень важно. Самое большое недоумение вызывают диалоги, произнесенные в пустоте.

Пиши в настоящем времени.

Все эти «был» в произведении – архаизм полный. Действие для читателя происходит здесь и сейчас. Причем происходит с ним, читателем. А ты: «Был». Вообще времен глаголов много. Грамотно их комбинировать – большое искусство. И первое правило здесь, следить за временем по ходу текста.

Описание диалогов должно быть однозначным.

Если фраза одного из персонажей содержит два абзаца, поставьте читателя в известность. Чтоб он, бедняга, не принял ненароком второй абзац за ответ.

Меньше эпиграфов и цитат.

Чужие мысли совсем не украшают произведение. К тому же, есть риск столкновения личных мнений (касательно этих самых мыслей) читателя и писателя. А эту битву ты непременно проиграешь.

Откажись от предельной точности описания.

Формулы термоядерного синтеза или подробная морфология головоногих моллюсков вряд ли будут уместны на страницах художественного произведения. Также приходится отказываться от верного описания из-за устоявшегося ошибочного мнения аудитории.

Не переходи грань, где пренебрежение техническими данными, вообще-то свойство сильного писателя, становится неграмотностью.

Одно дело, когда Жюль Верн приводит неверный рецепт приготовления нитроглицерина; и совсем другое – заставлять былинного богатыря драться с гоблинами. Впрочем, все зависит от контекста.

Во время письма следует делать перерывы, чтоб взглянуть на написанное немного под другим углом.

Здесь важно, не стесняться вычеркивать. Не переживай сильно по этому поводу. Все равно, пошло на пользу опыту.

«Только кончая задуманное произведение, мы уясняем себе, с чего следовало его начать» (Паскаль). Писатель-профессионал вернется к началу и перепишет его.

Работа над книгой – трудоемкий процесс. По хорошему, следует переписать каждый абзац. А начало и концовку – дважды или трижды. Даже если тебе кажется, что с первого раза все вышло отлично, попробуй еще поработать над структурой. «Кашу маслом не испортишь».

Комментариев нет: